Авторы |
Усманов Виктор Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28), uvv@pguas.ru
Кулямин Олег Васильевич, аспирант, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова, 1а), olegkulyamin@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Переход России от рыночной экономики к инновационному пути развития обуславливает необходимость определения новых подходов в образовательном процессе, что требует четкой дефиниции содержания понятия «готовность к инновационной деятельности» на современном этапе.
Материалы и методы. Поставленные задачи исследования были достигнуты за счет многостороннего анализа нормативно-правовой, справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы, в которой представлена сущность понятий «инновационная деятельность», «готовность к инновационной деятельности». В частности, были проанализированы Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 г. и прогнозный период до 2030 г., материалы инновационных институтов развития (РОСНАНО, Фонд «Сколково», ОАО «Российская венчурная компания»), научно-педагогические работы по данной проблеме (Л. Ф. Алексеева, Е. В. Болдырев, М. Б. Гитман, В. И. Загвязинский, Е. В. Иванушкина, А. А. Коростелев, В. И. Моложавенко, В. Ю. Столбов и др.).
Результаты. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что готовность к инновационной деятельности не имеет единого исчерпывающего определения. Однако можно выделить общие блоки и компоненты, наиболее полно отражающие содержание данного понятия на современном этапе.
Выводы. Анализ существующих представлений о готовности к инновационной деятельности позволил констатировать, что данное понятие носит интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов, в устойчивости, стабильности, надежности, непрерывности и преемственности их функционирования, а также определить новые направления в дальнейшем изучении данного вопроса.
|
Список литературы |
1. Голубева, Л. Ф. Инновационная деятельность в вузовском образовании / Л. Ф. Голубева // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 7. – С. 35–40.
2. Болдырев, Е. В. Критерии оценки готовности студентов педагогических специальностей к проектно-инновационной деятельности / Е. В. Болдырев // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 7. – С. 51–53.
3. Бозиев, Р. С. Инновационные процессы в национальном образовании / Р. С. Бозиев // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 15–19.
4. Иванушкина, Е. В. Сущность готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования / Е. В. Иванушкина // Вестник Самарского государственного университета. – 2012. – № 8. – С. 184–188.
5. Аверьянова, Е. А. Формирование готовности к инновационной деятельности будущих профессионалов / Е. А. Аверьянова, И. Л. Лаптева // Социальная политика и социология. – 2010. – № 10. – С. 61–88.
6. Котлярова, И. О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности / И. О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – № 26. – С. 15–19.
|